востоковед, кандидат исторических наук, младший научный сотрудник ИВР РАН, старший преподаватель Института востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ (СанктПетербург)
Ольга Андреевна Бонч-Осмоловская
Историософия
и методология истории
Курс «Историософия и методология истории» сосредоточен на двух взаимосвязанных и взаимодополняющих сферах. Методология истории занимается изучением истории
как науки, разработкой методологических подходов, без чего современное историческое исследование уже
не представить. Вместе с тем, существует и другая область знания — историософия — где осмысляется смысл истории, изучаются закономерности глобального исторического процесса, его конец и начало. Обе эти области безусловно важны и необходимы для целостного понимания истории,
но они ставят перед собой разные задачи и, соответственно, требуют разного подхода и отдельного освещения.
Это и легло в основу концепции настоящего курса лекций, — мы будем рассматривать как конкретные методологические подходы, так и историософские теории, проследим становление исторической науки от античности
до современности балансируя между двумя этими сферами, стараясь не просто изучать прошлое, но применять полученные знания на разнообразном историческом материале.
+7 952 098 2279
narudd@solsevera.ru
КУРС
ИСТОРИЯ
1. Философия и методология истории: принципы и методы, основные концепции и школы мысли.
2. Античная история и христианская историософия: в чем разница? Первые историки и истории. История в античных философских системах. Христианская историософия и библейское понимание истории.
3. Идеалы исторической науки и «универсализм» эпохи Просвещения (Вольтер, Руссо). Теории прогресса: прогресс человеческого разума по Ж. А. Кондорсе, «Идеи всеобщей истории» И. Канта, «Идеи к философии истории человечества» И. Г. Гердера.
4. Романтический историзм, идея развития и «укоренение» человека в истории (Гёльдерлин, Фр. Шлегель, Л. фон Ранке).
5. Философия истории и «конец истории» у Г. В. Ф. Гегеля,
А. Кожева и Фукуямы.
6. Теория исторического материализма (К. Маркс, Фр. Энгельс) и ее критика. Проблемы прогресса, историзма и историцизма в трудах В. Беньямина и К. Поппера.
7. Аналитическая философия истории. Эпистемологическая проблематика познания прошлого в трудах Р. Дж. Коллингвуда. Функция общих законов истории у К. Гемпеля, «Аналитическая философия история» А. Данто, метаистория и нарративная историософия Х. Уайта, концепция исторического опыта Ф. Анкерсмита.
8. Классическое источниковедение и методология истории (Ш. Ланглуа, Ш. Сеньобос), отечественная школа методологии истории (А. С. Лаппо-Данилевский и др.) История как социальная наука в школе «Анналов» (М. Блок, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф и др.). Некоторые современные направления философии и теории истории: нарративная история, стори-теллинг (Х. Арендт) и метанарративы (Ж.-Ф. Лиотар), гендерная история, история повседневности.
ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ
Made on
Tilda