Подробно рассматривается, как в русской философии XIX — начала ХХ века формулировалось содержание «русской идеи», то есть комплекса представлений о ходе истории
и о роли России в ней.
Несмотря на кажущиеся различия в размышлениях на эту тему П. Чаадаева, В. Одоевского, западников
и славянофилов, Ф. Достоевского, Л. Толстого, Вл. Соловьева, Н. Бердяева, И. Ильина и многих других русских мыслителей, можно увидеть принципиальное единство
в их оценках исторического предназначения России:
в условиях нарастающего кризиса и грядущего неизбежного краха западной либеральной системы Россия призвана стать лидером новой пост-либеральной цивилизации, в которой главными ценностями будут духовное развитие, творчество и культура и становление которой будет сопряжено с радикальным религиозным обновлением человечества. Формирование в наши дни Русского мира можно рассматривать как начало воплощения в жизнь этого важнейшего пророчества русской философии.
1. «Русский мир» как особый путь цивилизационного развития.
2. «Общинный» характер русского государства. Дополнительность «монархии» и «анархизма»
3. Идея всемирной империи в русской общественной мысли.
4. Русская идея в творчестве Ф. Достоевского
5. Основания русского либерализма и его критика Запада.
6. Россия между Византией и Европой
7. Истоки и смысл русской революции.
8. Современная Россия и ее исторические задачи в контексте размышлений русских мыслителей XIX—XX вв.еков.