1 лекция. 17 октября в 19:00
Интонационная база нашей эпохи
Очень многое можно сказать о каждой эпохе только лишь по её музыке: но что-же, в таком случае, потомки скажут о нас?
2 лекция. 24 октября в 19:00
Эпоха барокко
Пройдя путь через григорианский хорал, через ars nova, через рождение полифонической вокальной школы Нотр-Дам, по-настоящему филармоническая музыка началась именно в эпоху барокко.
3 лекция. 31 октября в 19:00
Эпоха классицизма
Должна ли музыка отражать мир во всех проявлениях – или у неё другое призвание? Революция классицизма в эстетическом подходе: «искусство не отражает мир, оно его формирует!».
4 лекция. 7 ноября в 19:00
Эпоха романтизма
Разочарование в идеалах Просвещения привело к перелому эпох. Если искусство не способно изменить мир, то какова его роль? Рефлексия… Не найдя отклика в мире, художник погрузился в себя. Деятельный, открытый миру герой классицизма сменился героем страдающим, замкнутым в лабиринте своих эмоций.
5лекция. 14 ноября в 19:00
Русская национальная школа XIX века
Неожиданно, без объявления войны, молодое и дерзкое русское искусство ворвалось в мир. Ему нелегко было пробиться и сохранить свою индивидуальность на фоне гигантов немецкой, итальянской и французской школы, но, по итогу, нет сомнений, что русская музыка заняла своё законное место в мировом искусстве.
6 лекция. 21 ноября в 19:00
Распад классико-романтической системы
История искусства знает немало переломных моментов, когда происходила радикальная смена основ и законов творчества, но, кажется, никакой кризис искусства прошлого так не ранит современного слушателя, как крушение эпохи романтизма.
7 лекция. 28 ноября в 19:00
Музыкальный модернизм
XX век породил новый, доселе неведомый, пласт профессиональной музыки – массовую поп-культуру. Индустриальная эпоха разрушила традиционную крестьянскую общину, а в месте с ней ушёл в небытие и фольклор. Образовавшаяся пустота стихийно заполнилась новым демократическим искусством, понятным для всех.
8 лекция. 5 декабря в 19:00
Послевоенный авангард
В начале XX века, когда были свергнуты законы старого музыкального языка, казалось, что дальше по революционному пути двигаться некуда. Но едва остыли руины Второй мировой войны, как из немецкого города Дармштадта донеслась весть о пересмотре не просто языковых основ музыки – ревизии подверглись сами границы музыкального искусства. На вопрос «Что является музыкой, а что – нет?» отныне нет простых ответов.
9 лекция. Дата уточняется
Советская музыка (особый путь?)
Послевоенная волна европейского авангарда никак не отразилась в советском искусстве, которое уже в полной мере подверглось административной консервации. Был ли губителен такой опыт для нашего искусства? Или советское искусство, оградившись от экспериментов радикального авангарда, всё же имело право на свой путь?
10 лекция. Дата уточняется
Современные направления академической музыки
Если вы придёте на концерт современной музыки, например, на фестиваль «Звуковые пути» или «reMusik», то у вас может сложится впечатление хаоса, происходящего на сцене. Кажется, что в этом невозможно разобраться, будто всякий композитор отныне пишет без оглядки на технику и стиль. Но это не так: почти за каждым музыкальным произведением стоит какая-либо школа, часто берущая корни в XX веке. Если систематизировать знания об этих направлениях, то разбираться в современной академической музыке не составит труда.