Популярный философ и публицист, писатель, телеведущий.
ПРОГРАММА КУРСА
1 лекция
Имперский формат государственности
- Развенчание имперских мифов и страшилок. Война как общечеловеческая стихия, не имеющая особой имперской специфики. О сочетании личной свободы и имперской причастности.
- Органическая и контрактная государственность. Полис, прямая и представительская демократия, олигархия и империя. Имперская сборка не имеет единого правового поля, а опирается на множество полей или, скорее, пространств, для каждого из которых характерны собственные экзистенциальные настройки. Пример: сословная Россия и сословная Япония. Казачество, служивые, староверы, скоморохи и интеллигенция.
- Элементы социальной топологии. Характеристика имперского социального пространства.
- Унификация атомарных индивидов и разнообразие способов имперского вхождения.
2 лекция
Экзистенция и империя
- Империя как произведение духа и как способ совместного творчества. Фестивальная составляющая имперской реальности.
- Существует ли имперский архетип, который можно интерпретировать в духе Юнга и Башляра и в одном ряду с ткими реалиями как Дом, Сад, Огонь? Представленность имперских мотивов в трансперсональной памяти.
- Детские игры в войнушку и детские имперские грезы: рисовать карты, придумывать законы, воспроизводить сценки в воображении. В современном мире эти глубинные побуждения использованы в ряде популярных электронных игр типа «Цивилизация», но архетип разворачивается во множестве измерений. Вопрос о сохранении этой детской достоверности имперского самочувствия.
- Понятие имперского народа у Л. Н. Гумилева и понятие имперского («государева») человека. Сохранность имперских настроек можно рассматривать как своеобразный аналог экстрасенсорных способностей.
3 лекция
Жертвенный аутопоэзис, имперское самосознание и имперское самочувствие
- Искусство и имперское начало: феномен взаимной ревности. Поэт (и вообще художник) может презирать земную власть, всю собственно властную рутину контрактной государственности, но империя на подъеме и великая поэзия суть равномощные произведения духа.
- Поэт и император: место встречи и транс-исторического диалога. Внутренние основания для выбора имперской эстетики. Эстетическая легитимация империи и нравственная дилемма имперского выбора.
- Отвага как поэзис. Самоотдача и право на импровизацию: Ермак, Хабаров, Миклухо-Маклай, Чкалов, Королев, Гагарин.
- Опыт археологии и реставрации имперской этики. Восстановление достоверности империи как произведения духа.