Как любовь понимали древний грек, средневековый рыцарь, философ Ренессанса, художник-романтик, экзистенциалист и Жиль Делез.
Онлайн-курс
СМОТРЕТЬ ЛЕКЦИИ
ВВОДНАЯ ЛЕЦИЯ
На курсе вы узнаете:
Как любовь понимали древние греки
Античное царство эроса: от Пифагора до Плотина.
Христианское понимание любви
Восточнохристианское богословие создало онтологический фундамент для гетероцентрической любви. В западном христианстве мы можем наблюдать поступательное восстановление античного эроса в своих правах.
Куртуазное отношение к любви
Препятствие составляет сущность любви-страсти. Для нее разлуки важнее, чем встречи.
Про любовь эпохи Ренессанса
Возрождение эроса и магическое отношение к любви.
Преподаватель курса
Семен Жаринов
Кандидат философских наук
СМОТРЕТЬ ЛЕКЦИИ
Вводная лекция
СМОТРЕТЬ ЛЕКЦИИ
Лекцию вы можете прослушать онлайн в день вебинара (см. расписание ниже) либо в любое время через 3 дня после вебинара в записи.
Казалось бы, в любви мы очевидно любим Другого. Но возможно ли действительно полюбить Другого в его уникальности и своеобразии? Может мы всегда любим свое Я, отраженное в Другом, тем самым оказываясь в тюрьме своего нарциссизма? Или же возможна любовь, когда мы трансцендируем свое эго и выходим к удивительному Другому, открывая его как безусловную ценность? В лекции будет предложены возможные ответы на эти вопросы с позиции авторской концепции любви в контексте «учения о Другом» («гетерологии»).
Любовь стала важной темой философской рефлексии в Древней Греции, начиная с возникновения самой философии. Кроме главного философа эроса, Платона, оригинальные концепции и интуиции о любви создали пифагорейцы, Эмпедокл, Гераклит, Аристотель, стоики, эпикурейцы и др. Их гетерологическое прочтение даст возможность ответить на основной вопрос: если место Другому в эросе?
Библейский монотеизм и креационизм обусловливают радикально иной взгляд на любовь. Если у античных мыслителей она основывалась на принципе «подобное любит подобное», то библейское откровение устанавливает фундаментальное различие между человеком и его главным предметом любви, Богом. Бог любим и любит как радикально Другой.
Восточнохристианское богословие, преодолев александрийский платонизм (Климент, Ориген) с его попыткой синтеза эроса и агапэ, создало онтологический фундамент для гетероцентрической любви. Тринитарное богословие каппадокийцев утвердило примат инаковости Лиц над единством сущности (персонализм). Радикальный апофатизм (каппадокийцы, «Ареопагитики») стал гарантом непознаваемости Бога, что сохраняет его радикальную инаковость.
В западном христианстве мы можем наблюдать поступательное восстановление античного эроса в своих правах. Уже Бл. Августин осуществляет синтез эроса и агапэ в своей концепции каритас. Фома Аквинский же, подобно Аристотелю, выводит все формы любви из себялюбия. Кроме того, традиция куртуазной любви существенно аффектирует францисканство и всю католическую мистику (Блаженная Анджела, Тереза Авильская и др.).
Традиция куртуазной любви определила сущность того, что обычно именуется романтической любовью или любовью-страстью. Ее можно рассматривать как новое издание платонического эроса. Однако в отличие от Платона, трубадуры и авторы легенды о Тристане и Изольде прекрасно поняли значение границы и дистанции между влюбленным и возлюбленной.
СМОТРЕТЬ ЗАПИСЬ
Программа курса
1 лекция (26 сентября в 19:00)
Гетерология любви: любовь и Другой
2 лекция (3 октября в 19:00)
Античное царство эроса: от Пифагора до Плотина
3 лекция (10 октября в 19:00)
Библейская революция: рождение агапэ
4 лекция (17 октября в 19:00)
Восточнохристианская теология любви
5 лекция (24 октября в 19:00)
Западнохристианская теология любви
6 лекция (31 октября в 19:00)
Куртуазная любовь: реванш эроса
СМОТРЕТЬ ЛЕКЦИИ
ПРИМЕРЫ ДРУГИХ НАШИХ ЛЕКЦИЙ
Лекция "Элементы философии в русской культуре XX-XVI вв." из курса "История русской философии"