курс лекций

ВСЕЛЕННАЯ ТАРКОВСКОГО

Русский режиссер, изменивший мировой кинематограф



Формат лекций
Лекции можно посещать как очно, так и смотреть в трансляции и записи. При очном посещении благодаря проектору вы сможете увидеть подготовленные вырезки и кадры из фильмов с комментариями лектора, а также задать вживую вопросы, обсудить увиденное и услышанное с сокурсниками за чашкой чая. Лекции будут проходить по адресу Невский пр-т, 29, 5-й этаж.

Внимание!

Шестая лекция, посвященная фильму «Ностальгия»,

состоится 29 декабря в 19.00!

Формат лекций
Лекции можно посещать как очно, так и смотреть в трансляции и записи. При очном посещении благодаря проектору вы сможете увидеть подготовленные вырезки и кадры из фильмов с комментариями лектора, а также задать вживую вопросы, обсудить увиденное и услышанное с сокурсниками за чашкой чая. Лекции будут проходить по адресу Невский пр-т, 29, 5-й этаж.
О КУРСЕ

В основу новой аналитики положен термин "экфрасис", который существовал в античности и в трансформированном виде был воспринят Византийской цивилизацией.

Задача курса - формирование у аудитории способности к новому типу анализа произведений искусства, в данном случае произведений кинематографического искусства.


Экфрасис предполагает творческое включение зрителя в процессе созерцания произведения искусства.

Зритель нового типа не просто пассивно потребляет "продукты" искусства, а создает на основании их свое собственное произведение, если можно так выразиться, зрительского искусства.

На лекционном курсе будут представлены примеры экфрасисов

всех картин Андрея Тарковского от "Иванова детства" (1962)

до "Жертвоприношения" (1986).


В силу того, что искусство кинематографии имеет синтетический, инклюзивный характер, объединяющий в одном дискурсивном ряду различные типы и виды дискурсов, в курсе будут представлены различные типы экфрасисов: теологический, культурологический, философский, политологический, исторический, биографический, антропологический, психоаналитический и т.д.

В основу новой аналитики положен термин "экфрасис", который существовал в античности и в трансформированном виде был воспринят Византийской цивилизацией.

Задача курса - формирование у аудитории способности к новому типу анализа произведений искусства, в данном случае произведений кинематографического искусства.


Экфрасис предполагает творческое включение зрителя в процессе созерцания произведения искусства.

Зритель нового типа не просто пассивно потребляет "продукты" искусства, а создает на основании их свое собственное произведение, если можно так выразиться, зрительского искусства.

На лекционном курсе будут представлены примеры экфрасисов

всех картин Андрея Тарковского от "Иванова детства" (1962)

до "Жертвоприношения" (1986).


В силу того, что искусство кинематографии имеет синтетический, инклюзивный характер, объединяющий в одном дискурсивном ряду различные типы и виды дискурсов, в курсе будут представлены различные типы экфрасисов: теологический, культурологический, философский, политологический, исторический, биографический, антропологический, психоаналитический и т.д.

АВТОР КУРСА

АЛЕКСАНДР КАЩЕНКО

Искусствовед и режиссер документального кино
Программа курса
Начало курса 10.11.22
1 лекция
10.11 19.00

"Иваново детство"

МЕТАФИЗИКА ВОЙНЫ

Дебютная картина Андрея Тарковского "Иваново детство" (1962) получила главный приз кинофестиваля в Венеции и сделала молодого советского режиссера звездой мирового кинематографа.

О фильме восторженно отзывались французский философ Жан-Поль Сартр, великий шведский режиссер Ингмар Бергман признавался, что картина Тарковского повлияла на его творчество. "Иваново детство" было тепло принято и рядовым зрителем, став самым успешным коммерческим фильмом

в биографии Тарковского.

В лекции будут показаны и проанализированы

два смысловых уровня картины:

внешний, реалистический, доступный для самого широкого зрителя, и внутренний, метафизический, который открывается только при внимательном анализе эстетической структуры "Иванова детства".



2 лекция 

ЛЕКЦИЯ 2

"Андрей Рублев"

ХУДОЖНИК АПОКАЛИПСИСА

Монументальное историческое полотно Тарковского, посвященное жизни и творчеству средневекового русского иконописца Андрея Рублева, было закончено в 1965 году, но на экраны страны вышло

в сокращенном виде только в 1971 году.

Фильм подвергся резкой критике за "мистицизм, пропаганду насилия и жестокости".

В истории советского кинематографа "Андрей Рублев" стал первым фильмом, где религиозная жизнь стала смысловым центром художественного произведения.

В лекции будет рассказано об основных идейных, философских и богословских проблемах, которые вдохновляли создателей фильма - режиссера Андрея Тарковского и автора сценария - Андрона Михалкова-Кончаловского.

3 лекция

ЛЕКЦИЯ 3

"Солярис"

ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ

Двухсерийный фильм "Солярис" Андрей Тарковский снял в 1972 году по одноименному роману польского писателя-фантаста Станислава Лема. Основное действие фильма происходит в будущем

на орбитальной космической станции, изучающей таинственную планету Солярис. Несмотря на такой фантастический антураж, картина Тарковского целиком посвящена гуманитарной, земной проблематике. "Солярис" был высоко оценен

в профессиональной художественной среде и вошел

в число лучших научно-фантастических фильмов

в истории мирового кино.

Лекция будет посвящена анализу кинематографического языка Тарковского, связи визуальной составляющей творчества режиссера

с нравственной и религиозной проблематикой.





4 лекция 

ЛЕКЦИЯ 4

"Зеркало"

ЗЕРКАЛО ДУШИ

Лекция посвящена самому интимному, исповедальному фильму Андрея Тарковского.

В фильме "Зеркало" снялась мать режиссера - Мария Вишнякова, а отец Тарковского - Арсений прочитал для картины свои стихи. Автобиографические мотивы в "Зеркале" переплетаются с вымышленными событиями, образуя причудливое, метафорическое повествование, которое разворачивается на фоне реальных исторических событий.

По оценкам критиков "Зеркало" стало эстетической вершиной в творчестве Тарковского и вошло в список величайших фильмов в истории мирового кинематографа.

5 лекция

ЛЕКЦИЯ 5

"Сталкер"

ЗАКАТ ЕВРОПЫ


Один из самых загадочных фильмов Тарковского снят по мотивам повести известных советских фантастов братьев Стругацких "Пикник на обочине". Однако фантастическая фабула - история про контакт

с внеземной цивилизацией превращается

у Тарковского в фильм-притчу, повествующую

о кризисе современной европейской цивилизации.

В лекции будет рассказано о смысловой структуре кинематографа Тарковского, прослежены связи творческого пути режиссера с западноевропейской философией традиционализма и русской религиозной мыслью ХХ века.




6 лекция

ЛЕКЦИЯ 6

"Ностальгия"

САКРАЛЬНАЯ РОДИНА

Фильм "Ностальгия", получивший приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале в 1983 году, стал последним фильмом, снятым режиссером

на Родине. В 1984 году Тарковский объявил о своем решении не возвращаться в Советский Союз. Сам режиссер неоднократно подчеркивал, что не считает себя диссидентом. Тарковский любил Россию,

но его категорически не устраивала политика советского государства в области культуры и искусства.

На лекции будет рассказано о подлинных причинах эмиграции режиссера, проанализировано явление диссидентства, возникшего на закате советской эпохи

лекция 7

ЛЕКЦИЯ 7

"Жертвоприношение"

ПОСЛЕДНЯЯ ЖЕРТВА

Работу над своим фильмом "Жертвоприношение" Андрей Тарковский закончил в год своей смерти.

В сюжетный центр картины режиссер поставил тему конца европейской цивилизации - тему Апокалипсиса. "Жертвоприношение" стало фактически завещанием великого русского режиссера,

его посланием в будущее.

В лекции будут раскрыты основные метафизические мотивы и смыслы, вокруг которых режиссер выстроил экзистенциальную драму, в финале которой главный герой сжигает свой собственный дом, лишается семьи и попадает в психиатрическую больницу.



Вы можете приобрести полный курс за 1500 рублей.
Также вы можете приобрести тот же самый полный курс за 2000 рублей, но туда добавляется ваше умеренное желание поддержать проект.
Но помимо этого, вы можете купить курс за 2500 рублей, и вместо умеренной поддержки вы выразите нам свою сердечную признательность.
СКОЛЬКО СТОИТ?
Click to order
Вас заинтересовал
Total: 
После оплаты проверьте ваш Email. Мы отправим вам письмо со ссылкой на закрытую страницу с лекциями курса или с электронным билетом на мероприятие.

Внимание! Обязательно проверьте правильно ли вы написали почту. Если в написании e-mail будет ошибка, письмо с логином и паролем до вас не дойдет.
Промокод
Если промокода нет, проигнорируйте это поле
Made on
Tilda