1. Психология религии. Божественный опыт души/Трагедия бездушия.
Религиозная психология. Описание проблемы души в религиях мира. Психологическая концепция религии У. Джеймса. Бессознательное и религия З. Фрейд/К.Г. Юнг, Психология религии Э. Фромма
2. Социология религии. От безразличия к различию: опыт постижения религиозных основ общества.
Общественные идеалы в религиозных традициях мира. Религиозные амбиции раннего позитивизма. Религия человечества Огюста Конта. Дюркгейм ранний и поздний. Социология религии Макса Вебера. Общий очерк. Религия и экономика. «Протестантская этика и дух капитализма».
3. Феноменология религии I. От философии к живому религиозному опыту.
Феноменологическая аналитика священного (Р. Отто) Кризис феноменологии религии, переход к постфеноменологии.
4. Феноменология религии II. Феноменология Мирча Элиаде.
Жизненный путь, основные работы всемирно известного исследователя религии
5. Философия религии. Попытка помыслить немыслимое.
Философские знания о религии в древности. Средние века, эпоха Возрождения, Новое время, ХХв.
6. Антропология религии. В поисках «минимума» религии.
Анимистическая теория Эдуарда Бернетта Тайлора. Джеймс Джордж Фрэзер о магии и религии. Исследование ранних форм верований Л. Я. Штернбергом и В. Г. Богоразом. Проблемы религии в структурной антропологии Клода Леви-Строса.
7. Религиозная антропология. Идеал человека в религиозных традициях мира.
Человек как образ и подобие. Анатман и пустота. На страже благочестия.
8. Музыка и Религия. Услышать священное
Музыка сфер как опыт сопричастности примордиальным законам мироздания. Духовная музыка как форма религиозной практики.
культуролог, научный сотрудник Музея истории религии (Санкт-Петербург)
Павел Александрович Тугаринов
Введение в религиоведение,
или путешествие от сакрального
к секулярному и обратно
Учебный курс «Введение в религиоведение, или путешествие от сакрального к секулярному и обратно» совмещает два подхода: научно-позитивистский и теологический (в предельно широком смысле). Современное религиоведение исходит из сложного комплексного восприятия феномена религии: психологического, социологического, феноменологического, антропологического подходов. Рассматривая вопрос как со стороны позитивной науки, так и религиозных традиций мира позволяет наиболее полно осмыслить безгранично сложный феномен религии, а обращение к диахроническому подходу позволяет проследить переход позитивных наук от материалистического скептицизма в рассмотрении феномена религии к анализу религиозного опыта как неотъемлемой части человеческого сознания.
+7 952 098 2279
narudd@solsevera.ru